РЕСПУБЛИКА САЛЬВАДОР

Общие сведения. Официальное название – Республика Эль-Сальвадор (с 1841 года). Территория – 21,04 тыс. кв. км. Население – 7,4 млн. человек (90% - метисы, 5% - индейцы, 5% - лица европейского происхождения). Столица – Сан-Сальвадор (2,1 млн. человек). Основные города – Сан-Мигель, Санта-Ана. Административное деление; 14 департаментов. Государственный язык – испанский (кастильский). Денежная единица – доллар США, эмиссия колона с 2001 года не производится. Национальный праздник – День независимости (15 сентября 1821 год).

Государственный строй. Сальвадор – унитарная республика. По Конституции 1983 года главой государства и правительства является президент, избираемый на 5 лет (с 2009 года – Карлос Маурисио Фунес Картахена от Фронта Национального Освобождения имени Фарабундо Марти). Вице-президент – Сальвадор Санчес Серен. Министр иностранных дел – Уго Роджер Мартинес Бонилья.

Высший законодательный орган – однопалатная Законодательная Ассамблея, состоит из 84 депутатов, избираемых на 3 года. Высший судебный орган – Верховный суд, состоящий из 15 судей, конституционной, гражданской, уголовной и административных палат и вспомогательных судебных коллегий.

Политические партии. В стране функционирует многопартийная система. Ведущими партиями являются левоцентристский Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ), правоцентристские Республиканский Националистический Альянс (АРЕНА) и Партия национального согласия (ПНС), а также находящаяся в центре политического спектра Христианско-Демократическая партия (ХДП).

В результате последних парламентских выборов, которые состоялись 18 января 2009 года, места в Законодательной Ассамблее (ЗА) распределились следующим образом. Наиболее многочисленные фракции имеют ФНОФМ – 35 депутата и АРЕНА – 18 мест. ПНС располагает 10 мандатами, христианские демократы – 2. Одним депутатом представлена партия «Демократические перемены». Раскол в рядах парламентской фракции АРЕНЫ, последовавший за провалом кандидата от Альянса на президентских выборах, привел к формированию 7 декабря 2009 г. в ЗА новой самостоятельной политической фракции правоцентристской ориентации – Большого Альянса во имя Национального Единства (ГАНА), представлено 13 депутатами. Последним политическим формированием является Партия «Лидеры за Перемены» (5 мест), состоящая из отколовшихся от других правоцентристских партий парламентариев.

Внутриполитическое положение. В результате состоявшихся в Сальвадоре 15 марта 2009 г. всеобщих выборов новым президентом страны на ближайшие пять лет был избран кандидат от ФНОФМ М.Фунес. Набрав 51,27% голосов (1 млн. 200 тыс.), положив таким образом конец двадцатилетнему правлению Альянса.

Во внутриполитическом плане проявилось мнение нового правительства, основу которого составляют представители ФНОФМ, налаживать эффективные механизмы взаимодействия основных государственных структур.

Передача власти в Сальвадоре прошла весьма гладко. Деловой, непредвзятый подход к формированию кадров исполнительной власти, позволивший в основном сохранить прежний профессиональный кадровый состав министерств (заменены лишь руководители ведомств), дополнительно укрепил позиции Фронта среди госслужащих, с одной стороны, и способствовал сохранению эффективности их работы, с другой.

Благодаря гибкости фарабундистов в работе Законодательной Ассамблеи Сальвадора в значительной степени ощущается общее стремление к выработке консолидированных позиций, что вписывается в целом в правительственную линию на достижение национального единства.

Таким образом, фарабундистами активно реализуются положения основополагающих для политической жизни страны Чапультепекских соглашений, подписанных в 1992 году, о демократизации общественной жизни в стране, укреплении демократических институтов и механизмов обеспечения соблюдения прав человека.

Социально-экономическое положение.Сальвадор является одним из наиболее развитых государств в Центральной Америке и в 2009 г. занял одно из лидирующих мест в регионе по уровню экономической свободы и 81 место (2009 г.) в международном рейтинге «DoingBusiness».

Заметное обострение в сальвадорском обществе социального напряжения, ставшего прямым следствием 20-летнего нелиберального правления АРЕНА и ее приверженности интересам сугубо крупного бизнеса, потребовало от нового правительства неотложного пересмотра всего комплекса социально-экономической модели Сальвадора. Вступление в должность нового президента 1 июня 2009 г. положило начало реализации целого ряда глубоких социально-политических и экономических реформ с целью скорейшего решения таких традиционных проблем, как бедность, безработица, коррупция, преступность.

Серьезное внимание уделено увеличению собираемости налогов, инвестиционной и налоговой поддержке мелкого и среднего бизнеса. С этой целью инициирована реформа налогового законодательства, нацеленная на ликвидацию лазеек по уклонению от налогов и оздоровление финансового и производственного секторов.

Специально сформированный правительством Социально-экономический совет, в состав которого вошли профессионалы в области экономики и финансов, а также опытные государственные служащие, координирует работу по реализации «Глобальной антикризисной программы», целью которой является создание новых рабочих мест, улучшение инфраструктуры и системы здравоохранения, а также строительство жилищного фонда. Среди прочих запущена Программа развития сельских районов страны, призванная остановить неконтролируемую утечку работоспособного населения из Сальвадора и способствовать обеспечению продовольственной безопасности страны в ближайшем будущем.

Успешно реализуется также Программа по строительству бесплатного жилья для малоимущих граждан. Начато сооружение целого ряда медицинских объектов. Важной составляющей новой социальной политики стала раздача прав на возделывание земельных участков рядовым работникам сельскохозяйственного сектора (более 25 тыс. наделов). Разработана и утверждена система льгот для транспортных ассоциаций и кооперативов.

Программа «Солидарные городские сообщества» предусматривает внедрение предложенной фарабундистами новой единой системы «Универсальной социальной защиты» в 262 муниципалитетах страны.

С 2008 г. сальвадорской энергетической компанией «Кутуко Энерджи» с участием американского капитала ведется строительство крупной ТЭС мощностью 550 МВт стоимостью 800 млн.долл. Окончание строительных работ и ее ввод в эксплуатацию запланирован на 2012 г. В г. Ла Унион функционирует крупнейший в ЦА океанический порт, способный принимать суда размером «Пост Панамакс».

В экономике страны удельный вес промышленности составил 27,5%, которая представлена пищевыми, текстильными и обувными предприятиями. Имеются нефтеперегонные, металлургические, целлюлозно-бумажные, консервные и цементные производства. Активно развивается производство микрочипов. Доля сельского хозяйства в ВВП занимает 14,2%; выращиваются кофе, сахарный тростник, хлопок, кукуруза, рис, фасоль. Лидером является сектор услуг (58,3%).

В 2009 году ВВП Сальвадора составил 21,4 млрд. долл. (спад 3,9%). Доход на душу населения – 2859 долл., внешний долг – 6,55 млрд. долл., внутренний долг – 12,3 млрд. долл. Инфляция – 7,3%.

Стоимостной объем внешней торговли Сальвадора в 2009 году сократился до 10,7 млрд. долл., в т.ч. экспорт – 3,5 млрд. долл. (кофе, сахар, хлопок, морепродукты, фармацевтические изделия, микрочипы), импорт – 7,2 млрд. долл. (отрицательное сальдо – 3,7 млрд. долл.).

Основными торговыми партнерами Сальвадора являются США (46,4%), страны Центральной Америки, в первую очередь Гватемала (объем внешней торговли с которой – 533 млн. долл.), а также государства ЕС, Япония, Тайвань, Южная Корея.

Объем денежных переводов сальвадорцев, работающих за рубежом, преимущественно в США (2,7 млн. человек), в 2009 году составил 3,46 млрд. долл. Сумма прямых инвестиций в экономику Сальвадора в 2009 – 285 млн. долл., а накопленных – 7 млрд. долл.

За чертой бедности пребывают чуть больше трети населения страны. Уровень безработицы, по официальным данным, зафиксирован на уровне 7,2%. У 50% трудоспособного населения страны имеются проблемы с занятостью. Всего 20% населения имеют достойно оплачиваемую работу. Результатом подобного расслоения общества остается растущий уровень преступности. Сальвадор занимает второе место в Западном полушарии по количеству убийств на 100 тыс. Населения – 57 чел. Продолжает оставаться тревожной ситуация в области борьбы с преступными группировками «марас».

По индексу человеческого развития (ИЧР-ООН) Сальвадор в 2009 году занял 106 место в мире.

В целом, продемонстрированные новые подходы к решению серьезно обострившихся в последние годы внутренних социально-экономических проблем, подчеркивают демократическую зрелость нового президента и прагматичность его политической и экономической линии.

Нерешенность многих социальных проблем, подстегиваемая последствиями мирового финансового кризиса, предопределяет направленность внешней политики Сальвадора, заставляя его правительство искать пути для сохранения Сальвадора в числе стран, которые могли бы рассчитывать на помощь международных финансовых институтов, направляемую в социальную сферу.

Внешняя политика. Правительство Сальвадора рассматривает внешнюю политику в качестве важного инструмента для более эффективного развития взаимовыгодных форм торгово-экономического сотрудничества, привлечения в страну дополнительных финансовых средств. Прагматичный и взвешенный внешнеполитический курс сальвадорского руководства позволяет активно использовать инвестиционно-донорскую помощь в интересах национальных экономических проектов.

Сальвадор высказывается за справедливый и демократический миропорядок, выступает в поддержку решения глобальных и региональных проблем на основе многостороннего сотрудничества, за укрепление ведущей роли ООН и Совета Безопасности в глобальной политике. Страна является сторонником реформирования экономических структур ООН, а в перспективе и СБ. В качестве возможных претендентов в состав постоянных членов СБ сальвадорцы рассматривают в первую очередь Бразилию, являющуюся при нынешнем правительстве ведущим политическим партнером Сальвадора. Разделяют идею выработки под эгидой ООН Глобальной и всеобъемлющей стратегии против новых вызовов и угроз.

В международных делах Сальвадор позиционирует себя в качестве образца стабильно развивающегося по неолиберальным рецептам демократического государства. В феврале 2009 г. сальвадорцы вывели воинский контингент из Ирака. По основным международным вопросам Сальвадор придерживается общей со странами Центральной Америки линии. Он активно участвует в процессах развития Центральноамериканской интеграционной системы (ЦАИС), в которой играет роль своего рода «локомотива».

Сальвадор первым из стран Центральной Америки вступил в Центральноамериканскую зону свободной торговли (ЦАЗСТ), сформированную Вашингтоном. Он высказывается за реформу Совета Безопасности ООН и «Группы восьми», а также скорейшее снятие экономического эмбарго против Кубы, дипломатические отношения с которой Сальвадор восстановил 1 июня 2009 г.

В рамках общей линии на диверсификацию своих внешнеполитических и внешнеэкономических связей на качественно новый уровень поднято взаимодействие Сальвадора с государствами ЕС. Сан-Сальвадор приложил активные усилия к отстаиванию интересов стран ЦА, что в немалой степени способствовало подписанию Соглашения об ассоциации, сотрудничестве и свободной торговле ЦАИС-Евросоюз. Расширяются связи Сальвадора со странами Восточной Европы.

Из стран Азии наиболее тесные отношения Сальвадор поддерживает с Тайванем, реализующим в Сальвадоре ряд крупных инвестиционных проектов, и высказывается за его принятие в ООН и ВОЗ. Развивается сотрудничество с Японией, Вьетнамом, Индией и Израилем.

Отношения с Россией. Дипломатические отношения между Россией и Сальвадором установлены в 1992 году (с СССР не поддерживались). В апреле 1993 года посол России в Никарагуа и по совместительству в Сальвадоре впервые вручил верительные грамоты.

В 1999 году в Сан-Сальвадоре были подписаны Протокол о консультациях между министерствами иностранных дел двух стран и Соглашение о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам. В 1974 году между СССР и Сальвадором заключено торговое соглашение.

С 2003 г. регулярно проводятся двусторонние политконсультации с МИД Сальвадора на уровне заместителей министров. В июне 2007 г. в Москве были проведены консультации заместителя министра иностранных дел Сальвадора Э.Каликса и С.И.Кисляка.

В июне 2008 г. в Сан-Сальвадоре состоялись консультации по повестке 63-й сессии ГА ООН на уровне директоров ДМО МИД России и Сальвадора, что позволило сторонам прояснить позиции по международной проблематике.

В июне 2009 года Д.А.Медведев в личном послании поздравил избранного президента Сальвадора М.Фунеса с вступлением на пост президента. В июне 2009 года С.В,Лавров направил поздравительное послание У.Мартинесу по случаю назначения его на должность министра иностранных дел Сальвадора.

В июне 2010 года успешно проведены межмидовские консультации на уровне заместителей министров иностранных дел обеих стран с участием С.А.Рябкова и К.Кастанеды. С.А.Рябков был принят Министром иностранных дел У.Мартинесом. Запланирован официальный визит мининдел У.Мартинеса в Россию.

Поддерживаются контакты по парламентской линии. В апреле 2007 года состоялся визит в Сальвадор делегации Госдумы России во главе с заместителем Председателя нижней палаты российского парламента С.Н.Бабуриным. В конце июня 2010 г. Россию посетила с ответным визитом делегация Законодательной Ассамблеи Сальвадора в составе 4 человек.

Стоимостнойтоварооборот в 2009 г. сократился до 30,8 млн. долл. Российский экспорт в Сальвадор составил 6,9 млн. долл., а импорт из Сальвадора – 23,9 млн. долл. Негативное сальдо для России – 17 млн. долл. Основные статьи российского экспорта: металлопрокат и изделия из него, химудобрения, а импорта – сахар-сырец.

В 2009 г. сальвадорский абитуриент направлен на учебу в российский ВУЗ (Тульский Государственный Университет).