РЕСПУБЛИКА НИКАРАГУА

Общие сведения о стране

 

Официальное название – Республика Никарагуа.

Территория – 130 тыс. кв. км.

Административное устройство – 15 департаментов и 2 автономных района.

Население – 6,1 млн. человек.

Столица – г. Манагуа (около 1,4 млн. человек).

Государственный язык – испанский.

Религия Свыше 80% населения исповедует католическую религию, около 15% – протестантизм (евангелисты).

Денежная единица – кордоба (1 долл. США эквивалентен 28 кордобам, февраль 2016 г.).

Национальный праздник – 15 сентября – День независимости (1821 г.).

Государственная атрибутика. Государственный флаг Никарагуа состоит из трёх равных горизонтальных полос – двух синих по краям и белой посередине. По официальной трактовке, синие полосы символизируют справедливость, а белая – чистоту помыслов, целостность и непорочность. В центре белой полосы расположен государственный герб страны. Пропорции флага 1х2.

Государственный герб Никарагуа представляет собой равносторонний треугольник, в нижней части которого расположено пять вулканических гор, символизирующих пять участников Центральноамериканской федерации, в состав которой прежде входила страна (Никарагуа, Гватемала, Гондурас, Сальвадор и Коста-Рика). Горы с двух сторон омываются Атлантическим и Тихим океанами. Над центральной (третьей горой) установлена пика золотого цвета с фригийским красным колпаком – символом борьбы за свободу и независимость. Над колпаком изображена радуга, означающая светлое будущее страны. От центра треугольника расходятся «лучи свободы». Вокруг треугольника по кругу расположена надпись на испанском языке: верхний сектор – «Республика Никарагуа», нижний сектор – «Центральная Америка». Основные элементы герба использовались с 1840 г. В своём нынешнем виде герб утверждён 5 сентября 1908 г.

Национальный гимн. Автор текста и аранжировщик старинной «псаломной» мелодии поэт С. Ибарра Майорга. Гимн был создан в 1918 г. Нынешняя редакция текста и мелодии официально утверждена в 1939 г.

Государственное устройство. Конституция Никарагуа была принята  19 ноября 1986 г. Действует с января 1987 г. Последние поправки внесены в 2014 г.

С 2007 г. Президентом является Даниэль Ортега Сааведра, руководитель Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО). Вице-президент – Мойсес Омар Хальенслевенс. Министр иностранных дел – Самуэль Сантос Лопес.

Высший законодательный орган – однопалатная Национальная ассамблея (НА). Состоит из 92 депутатов (90 депутатов избираются на 5 лет, кроме того, депутатами становятся уходящий в отставку по истечении мандатного срока правления президент страны и кандидат в президенты, занявший на последних выборах второе место по числу голосов). Последние парламентские выборы состоялись 6 ноября 2011 года. В январе 2012 г. на пост председателя НА переизбран Рене Нуньес Тельес (СФНО).

Политические партии и организации. В стране сложилась многопартийная система при доминирующем положении двух партий. Правящая партия – СФНО имеет 63 места в НА. Создана в 1961 г. как боевая, революционно-демократическая организация, ставившая целью свержение диктатуры семейства Сомосы. В последнее десятилетие Фронт был реорганизован в массовую политическую партию, объединяющую на национально-патриотической платформе широкие слои общества. Она отличается эффективной организационной структурой и партийной дисциплиной.

Оппозиционные партии представлены 28 депутатами (26 мест – Альянс независимой либеральной партии и 2 – Либеральная конституционная партия).

Социально-экономическое положение. Основу экономики Никарагуа составляют отрасли агропромышленной сферы, в которой занята почти половина экономически активного населения. Производство кофе, бананов, сахара, табачных изделий, говядины, морепродуктов, древесины ценных пород ориентировано преимущественно на экспорт, в то время как кукурузы, фасоли, овощей, свинины, молочных продуктов – на внутреннее потребление.

В небольших количествах добываются золото и серебро. В шельфовых зонах обнаружены месторождения нефти (экономическая целесообразность их разработки не подтверждена).

Золотовалютные резервы Никарагуа составляют 2,5 млрд. долларов (на конец декабря 2015 г.). В 2015 г. темпы роста ВВП составили 4,1%.

В 2015 г. международные рейтинговые агентства повысили кредитный рейтинг Никарагуа с «В» до «В+» («Fitch Ratings») и с «В3» до «В2» («Moody’s») в связи с позитивными изменениями в экономике страны и их влиянием на платёжный баланс страны.

Президент Д.Ортега в 2007 г. объявил о продолжении рыночных реформ, начатых либеральными правительствами в 1990-2006 гг., и сохранении в силе всех договоренностей с Международным валютным фондом (МВФ) в области макроэкономической и бюджетной политики. Политическая стабильность в стране, сохранение базовых принципов рыночного хозяйства при регулирующей роли государства, гарантия всех прежних льгот для национальных и зарубежных инвесторов в целом способствовали поступательному развитию никарагуанской экономики. Никарагуа в последние годы добилась списания значительной части внешних долгов, в том числе по линии Международной инициативы для беднейших государств с высоким уровнем внешней задолженности (HIPC). Однако страна по-прежнему нуждается в финансовой «подпитке» извне и вынуждена использовать помощь МФО, в первую очередь МВФ.

Внутриполитическая ситуация. 6 ноября 2011 г. состоялись президентские и парламентские выборы в Никарагуа. На очередной пятилетий срок был переизбран нынешний президент страны – Д.Ортега, руководитель СФНО.

Его повторное выдвижение на пост главы государства стало возможным после того, как, не сумев добиться реформы Конституции в парламенте, сандинистское руководство обжаловало в Конституционной палате Верховного суда Никарагуа 147-ю статью Основного закона, запрещающую повторное избрание президента, вице-президента и мэров, аргументируя это ущемлением гражданских прав. В октябре 2009 г. Верховный суд вынес положительный вердикт по данному иску, дав тем самым юридическое основание Д.Ортеге выдвигать второй раз подряд свою кандидатуру на пост главы государства.

29 января 2014 г. депутаты Национальной ассамблеи подавляющим большинством приняли предложенный СФНО проект конституционной реформы, снимающей ограничения на переизбрание действующего главы государства.

Внешняя политика. Никарагуа выступает за формирование многополярного мироустройства, решение глобальных и региональных проблем на основе международного права, укрепления роли ООН в поддержании международной стабильности. Сандинистское руководство высказывается за реформирование ООН, демократизацию работы ее Совета Безопасности.

Наиболее развитые отношения Никарагуа поддерживает со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, активно участвует в работе АЛБА, ЦАИС, ОАГ. Динамично развиваются политическое и торгово-экономическое сотрудничество с Венесуэлой, идет укрепление контактов с другими участниками АЛБА – Кубой, Эквадором, Боливией.

Отношения с Коста-Рикой осложняются неразрешенным пограничным спором.

Напряженными остаются отношения с Колумбией из-за спора о принадлежности островов архипелага Сан-Андрес и Провиденсия в Карибском море и об экономической зоне вокруг них.

Большое внимание уделяется поддержанию ровных отношений с США, которые рассматриваются никарагуанцами в качестве важного торгово-экономического партнера, инвестора и донора.

Непросто складываются взаимоотношения с Евросоюзом. Д.Ортеге приходится противостоять обвинениям Брюсселя в урезании гражданских и политических свобод, сопровождаемым частичным «замораживанием» кредитно-донорской помощи.

Отношения с Россией. Дипломатические отношения нашей страны с Никарагуа установлены 12 декабря 1944 г., в 1980 г. был произведен обмен посольствами. В период первого пребывания у власти Сандинистского фронта национального освобождения в 1979-1990 гг. Никарагуа превратилась во второго по значению (после Кубы) стратегического партнера СССР в Латинской Америке, получала от него масштабную экономическую и военную помощь. Политические и экономические изменения в России и в Никарагуа в начале 90-х годов ХХ века привели к существенному сокращению контактов.

После возвращения к власти СФНО в 2007 г. в развитии российско-никарагуанских отношений наблюдается активная поступательная динамика. Знаковым событием стала поддержка правительством Д.Ортеги политики России на Кавказе, признание Южной Осетии и Абхазии в качестве суверенных государств. Никарагуа поддержала вхождение Крыма в состав России. Начиная с 2008 года состоялся ряд взаимных визитов на высшем и высоком уровнях, в том числе визит президента Никарагуа Д.Ортеги в Россию (декабрь 2008 г.) и визит президента России В.В.Путина в Никарагуа (июль 2014 г.).

Правительство Никарагуа ориентируется на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество с Россией. В международных делах оно рассматривает Россию в качестве противовеса глобальной политике США. Никарагуанцы осуществляют тесную координацию с Россией совместных действий в ООН и других международных организациях. Вопросы практического торгово-экономического сотрудничества рассматриваются в рамках двусторонней Межправительственной комиссии. В октябре 2010 г. в Манагуа возобновило работу Торгпредство России.

В октябре 2015 г. по инициативе Главы Комитета по международным делам Национальной Ассамблеи Никарагуа, бывшего посла Никарагуа в России Х.Суареса, был принят закон, утвердивший 12 декабря «Днём дружбы между Республикой Никарагуа и Российской Федерацией».