РЕСПУБЛИКА ГОНДУРАС

Общие сведения. Территория – 112,1 тыс. кв. км. Население – 7,8 млн. человек (оценка на начало 2010 г.). Этническая культура: 90% - метисы, 6% - индейцы, 2% - негры, 2% - лица европейского происхождения. Столица – Тегусигальпа (1 млн. жителей). Административное деление – 18 департаментов. Господствующая религия – католическая. Национальный праздник – 15 сентября – День независимости (1821 г.). Государственный язык – испанский. Денежная единица – лемпира (1 долл. США эквивалентен 19 лемпирам, август 2010 года).

Гондурас – президентская республика. Действует Конституция, принятая 5 июня 1965 г. Главой государства и правительства является Президент, избираемый на 4 года. По Конституции на второй срок переизбран быть не может.

Президент страны – Порфирио Лобо Сосо, Национальная партия (НП). Приведен к присяге 27.01.2010 г. В 2009 г. Была восстановлена ранее существовавшая практика избрания трех вице-президентов, которыми стыли представители НП Мария Антониета Гильен-де-Богран Васкес, Самуэль Рейес Рендон и Виктор Уго Барника Альварадо. Министр иностранных дел – Марио Мигель Канауати (назначен 27.01.2010 года).

Высший законодательный орган – однопалатный Национальный конгресс (НК): состоит из 128 депутатов, избираемых на 4 года. Последние выборы состоялись 29.112009 г. Председатель НК – Хуан Орландо Эрнандес от Национальной партии (избран 25.01.2010 года).

Политические партии. В стране сложилась многопартийная система. Наиболее влиятельные партии – Национальная и Либеральная (ЛП). В настоящее время у власти находится Национальная партия (основана в 1902 г.) – одна из старейших традиционалистских организаций. После радикальной реформы, проведенной в 80-е годы XX века, была преобразована в массовую буржуазную партию, пользующуюся широкой поддержкой государственных служащих, мелкой буржуазии, крестьян. В дальнейшем к ней примкнул ряд левых партий и организаций. Располагает 71 парламентским местом. Либеральная партия (основана в 1891 г., выражает интересы различных слоев промышленного, торгового и финансового капитала, пользуется также популярностью среди зажиточных и средних слоев крестьян). ЛП имеет 45 мест в НК. Сейчас это главная оппозиционная сила. Из менее крупных партий в парламенте представлены Христианско-демократическая партия (5 мест), «Демократическое единство» (4 места), и партия «Объединения и единения» в блоке с социал-демократами (3 места).

Внутриполитическая обстановка. В июле 2009 г. впервые в политической истории Гондураса произошло отстранение конституционного президента М.Селайи от власти по решению НК. Поводом послужила попытка изменений в Конституцию, допускающих переизбрание главы государства, в том числе на второй срок подряд, а также отказ явиться в суд в связи с обвинениями в государственной измене и преступлениями коррупционного характера (в Гондурасе все иммунитеты высших должностных лиц отменены). В условиях вакантной должности вице-президента главой государства парламент в соответствии с законами назначил тогдашнего председателя НК Р.Мичилетти, который сформировал т.н. «правительство де-факто». Практически все члены конституционного правительства выехали из страны.

Гондурасские военные, вопреки решению НА о задержании отстраненного президента и предания его суду, вывезли М.Селайю в Коста-Рику, откуда он при содействии Президента О.Ариаса был доставлен в Никарагуа. Государства АЛБА, страны ЦАИС и подавляющее большинство членов ОАГ квалифицировали случившееся как «государственный переворот» (членство Гондураса в последней было приостановлено) и потребовали от «правительства де-факто» восстановления властных полномочий М.Селайи. Сторонники М.Селайи провели серию массовых политических акций, требуя возвращения властных полномочий конституционному президенту. Правительство Р.Мичилетти в целом удерживало ситуацию под контролем и сумело не допустить массовых беспорядков. Армия и другие силовые структуры подчинялись гражданской администрации и не предпринимали действий по захвату власти, что было официально подтверждено в декабре 2009 г. Верховным судом Гондураса.

В соответствии с Конституцией в стране 29 ноября 2009 г. прошли президентские выборы/, ставшие самыми массовыми за последние два десятилетия (в них приняло участие 65% граждан, имеющих право голоса). В борьбе за президентское кресло убедительную победу одержал представитель НП – П.Лобо, собравший почти 57% всех голосов. Национальная партия впервые за последние годы существенно упрочила свои позиции в парламенте и местных органах власти, серьезно потеснив ЛП. Кандидат левых сил С.Ам в результате раскола в их рядах собрал менее 2% голосов.

П.Лобо еще до вступления в должность провел серию важных переговоров с целью разблокирования политического кризиса. Чтобы дистанцироваться от Р.Мичилетти и подчеркнуть законность своего избрания на пост главы государства, он принял президентскую ленту от нового главы НА и незамедлительно подписал документы, позволяющие М.Селайе выехать в Доминиканскую Республику в качестве «почетного гостя». В результате отъезда бывшего президента в Санто-Доминго удалось урегулировать ситуацию вокруг бразильского посольства, которое, превратившись в импровизированный штаб селаистов, блокировалось полицией. В стране была объявлена амнистия за все правонарушения политического характера, имевшие место в связи с отстранением конституционного президента от власти. Врепвые в истории Гондураса было сформировано «правительство национального примирения и единства», куда наряду с членами НП вошли и представители оппозиционных сил, включая С.Ама. В феврале 2010 г. ПЛобо утвердил состав Комиссии по установлению правды о событиях, связанных с отстранением М.Селайи от власти, в составе трех гондурасских и четырех зарубежных представителей, выполнив тем самым практически все положения Плана «Тегусигальпа – Сан-Хосе».

Президент обнародовал т.н. «План нации», по существу программу действий руководства страны на ближайшие четыре года. В соответствии с этим документом правительство рассчитывает провести серию мер по оздоровлению государственных финансов за счет бюджетной экономии, повышения собираемости налогов и возвращения в казну средств, незаконно изъятых из нее в период правления М.Селайи, а также обеспечить погашение задолженности по зарплате перед работниками бюджетной сферы.

П.Лобо предпринимает усилия в рамках переговоров с США в отношении сохранения возможностей работы в этой стране многочисленных гондурасских трудовых мигрантов, в частности, продления вида на жительство для 100 тыс. чел., и гарантии правовой защиты их интересов. Одновременно, выполняя одно из предвыборных обещаний, он по вступлению в должность подписал указ о выходе Гондураса из АЛБА, пожертвовав венесуэльской экономической помощью ради решения прагматичных задач на американском направлении.

«План нации» включает также программу жестких мер борьбы с преступностью, в первую очередь с городскими молодежными бандами, наркобизнесом и незаконной торговлей оружием. Для этого предполагается широко использовать не только возможности силовых структур, но и активнее привлекать силы гражданского общества. Предполагается внести ряд изменения в уголовное законодательство.

Социально-экономическое положение. Гондурас – слаборазвитое в экономическом отношении государство, находящееся в значительной зависимости от иностранного капитала, а в последние годы и от внешней помощи. (В результате серии опустошительных ураганов и наводнений в 1998-2001 гг. страна понесла огромные материальные потери. В этой связи ряд государств-доноров и МФО в соответствии с решениями Консультативной группы по Центральной Америке стали оказывать Гондурасу регулярную экономическую помощь в пределах от 300 до 600 млн. долл. США в год. В 2009 г. её объем оценивался в 319 млн. долл. США).

Основу экономики Гондураса составляют ряд отраслей агропромышленной сферы, специализирующихся на производстве экспортных товаров, прежде всего бананов, кофе, сахара, тропических фруктов и продуктов их переработки, пальмового масла, табачных изделий, экологически чистой говядины, мороженой креветки. В них занято более половины всего экономически активного населения.

Всё более важную роль в экономике Гондураса играет иностранный туризм. В 2007-2009 гг. страну ежегодно посещало свыше 850 тыс. зарубежных туристов, что обеспечивало поступления валюты в пределах 1,4 млрд. долл. США в год.

Попав в сильнейшую зависимость от внешней финансовой помощи, руководство Гондураса с конца 90-х годов XX века, в соответствии с рекомендациями МВФ и внешних доноров, было вынуждено приступить к реализации неолиберальной модели развития экономики, включая сокращение прямого участия государства в хозяйственной деятельности, осуществление приватизации объектов государственной собственности, сокращение численности работников бюджетной сферы.

Используя значительную по хозяйственным масштабам страны внешнюю помощь, гондурасское правительство в последние годы обеспечивало удовлетворительные макроэкономические показатели. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 2001-2008 гг. составляли 5,9%. Однако в условиях мирового кризиса в 2009 г. ВВП сократился на 3,1% к уровню предшествующего года, составив 9,4 млрд. долл. США (в 2009 г. ВВП увеличился в сравнении с показателем 2008 г. на 4,3%).

До начала ГФК динамично развивалась внешняя торговля. Однако в 2009 г. её товарооборот сократился по сравнению 2008 г. более чем на 30%, составив 8,8 млрд. долл. США. Экспорт уменьшился до 2,2 млрд. долл. США без учета поставок из свободных экономических зон (в 2008 г. – 2,8 млрд. долл., снижение на 27,3%). Это было вызвано в основном уменьшением физического объема поставок ряда товаров, в частности, кофе, бананов, морепродуктов, пальмового масла. Импорт в 2008 г. из-за падения мировых цен на нефтепродукты, удобрения, металлоизделия, а также сокращения во многих случаях физического объема закупок снизился до 6,6 млрд. долл. США (в 2008 г. – 9,0 млрд. долл. США, уменьшение на 36,4%).

В социальном плане Гондурас остается одной из наименее благополучных стран региона: более 70% экономически активного населения в 2009 г. имело проблемы с занятостью, в том числе 20% было полностью безработными. Свыше половины гондурасцев проживало за чертой бедности, из них 27% - в условиях крайней нищеты. Остро стоит жилищная проблема. По уровню преступности в столице и других крупных городах Гондурас занимает одно из первых мест в центральноамериканском субрегионе. Но по «индексу человеческого развития» ООН в списке из 177 государств страна поднялась со 117 в 2006 г. на 115 в 2008 году.

Внешнеполитический курс Гондураса основывается на последовательной приверженности нормам международного права, неприятии приемов грубого диктата в межгосударственных отношениях, политико-дипломатического урегулирования конфликтных ситуаций, отстаивании интересов малых стран.

Основными приоритетами внешней политики гондурасское руководство считало и считает обеспечение благоприятных условий для устойчивого хозяйственного развития (в основном за счет использования иностранной помощи и привлечения зарубежных инвестиций), а также эффективной адаптации страны к глобализационным процессам.

Гондурасскому руководству во второй половине 2009 г. пришлось действовать в условиях прекращения членства страны в ОАГ, а нынешнему президенту – еще предстоит бороться за широкое признание легитимности его избрания на международной арене. Пока законность выборов признают США, Коста-Рика, Колумбия, Панама, Мексика, Перу, Чили, Доминиканская Республика, страны ЕС, Тайвань. В то же время государства АЛБА и МЕРКОСУР высказываются против признания нынешнего правительства во главе с П.Лобо до проведения последним усилий по реальному достижению общенационального согласия.

Гондурас, в целом, высказывается в пользу многополярного мира, соблюдения принципа равенства стран. Тегусигальпа всё активней выступает за усиление роли ООН в международных делах, интенсификацию усилий мирового сообщества в противодействии новым вызовам, прежде всего международному терроризму, организованной преступности и наркобизнесу, за реформирование мирохозяйственных связей на справедливой недискриминационной основе.

Позиция Гондураса в отношении противодействия нынешнему мировому экономическому кризису строится на необходимости коллективных усилий всех членов международного сообщества в преодолении его последствий, учёте ведущими мировыми державами при осуществлении антикризисных мер интересов «малых стран», активном использовании развивающимися государствами возможностей своих интеграционных объединений в этом вопросе, включая проведение согласованной финансовой политики, расширение взаимной торговли, реализацию совместных хозяйственных проектов.

По состоянию ан середину 2010 г. Гондурас поддерживал дипломатические отношения с 91 страной, однако с рядом из них, в частности с участниками АЛБА, они временно приостановлены. Приоритетным направлением его внешней политики являются связи со странами-донорами. При этом в двустороннем формате главным партнером остаются США.

Важная роль отводится контактам с рядом государств ЕС (Испанией, Германией, Нидерландами), а также Японией, Тайванем, Южной Кореей. Гондурасцы активно работают с МФО, в основном МВФ, МАБР, Всемирным банком, ЦАБЭИ.

Важное место во внешней политике Тегусигальпы продолжает занимать субрегиональная проблематика. Гондурас является одним из активных сторонников интеграционных процессов в ЦА, рассматривая их как основной путь адаптации экономически менее развитых государств к процессам глобализации в современном мире и как эффективное средство обеспечения равноправного и взаимовыгодного партнерства, упрочения демократии и практического достижения устойчивого развития.

Официальные контакты с сандинистским правительством соседней Никарагуа пока не осуществляются, хотя обе стороны полагают, что с учётом тесных хозяйственных связей и интеграционных договоренностей по линии ЦАИС в перспективе желательно найти приемлемые варианты взаимодействия.

Отношения с Россией. Дипломатические отношения между СССР и Гондурасом установлены 30 сентября 1990 года. 3 января 2992 г. Гондурас признал Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР. С 1993 г. в обеих странах аккредитуются послы по совместительству – посол России в Никарагуа и посол Гондураса во Франции. Почётные консульства России открыты в 1995 г. в г.Тегусигальпа и в 2006 г. в г.Сан-Педро-Сула.

Расширение связей с нашей страной гондурасцы рассматривают как важную составляющую диверсификации контактов с внерегиональными партнерами. После того, как Россия в рамках «Группы 8» в 2006 г. высказалась за списание другими её участниками солидной части гондурасского внешнего долга, в Гондурасе она получила особый статус «страны-друга».

Президент Х.М.Силайя неоднократно заявлял о готовности продолжить курс на укрепление дружественных отношений с Россией в различных областях. Важным событием в российско-гондурасских отношениях стала первая в их истории встреча на высшем уровне, состоявшаяся в октябре 2008 г. во время саммита государств-членов АЛБА в Каракасе, на котором Президент Российской Федерации Д.А.Медведев имел краткую беседу с Президентом Гондураса М.Селайей.

Новый Президент Гондураса П.Лобо, являющийся выпускником РУДН, заявил о готовности развивать разносторонние связи с Россией.

Договорно-правовая буза двусторонних отношений включает: Межправительственное торговое соглашение с 1987 г. (вступило в силу в 1990 г.), Соглашение о культурном и научно-техническом сотрудничестве 1994 г., Соглашение о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Республики Гондурас по дипломатическим и служебным паспортам 1999 г., Соглашение о сотрудничестве Дипломатических академий МИД России и Гондураса 2008 г. и Протокол о межмидовских консультациях 2000 г. В 2005 г. подписана Декларация об основах отношений между Россией и Гондурасом.

По предварительным данным Таможенной службы Гондураса оборот российско-гондурасской торговли в 2009 г. составил 19,2 млн. долл. США, уменьшившись почти на 22% к уровню 2008 г. Российский экспорт сократился по сравнению с 2008 г. на 45% и оценивался в 15,2 млн. долл. США. Его структура характеризовалась следующими данными (в %): продукция химической промышленности – 79,2, в т.ч. минеральные удобрения – 70,6; металлоизделия (в основном прокат чёрных металлов) – 12,9, прочие товары – 7,9. В то же время импорт из Гондураса увеличился против уровня 2008 г. более чем в три раза, достигнув 4 млн. долл. США. Он был представлен исключительно кофе.